В древнем иудейском святилище использовались двенадцать хлебов предложения по числу колен израилевых. Хлебы предложения являлись только прообразом хлеба, о котором сказал Христос: «Я есмь хлеб жизни» (Ин, 6, 25). 
Хлебы предложения были бесквасные, или бездрожжевые. В Ветхом Завете имеются многочисленные пророчества и особые указания на сакраментальное значение хлеба. Все они свидетельствуют о будущем таинстве Евхаристии, или преломления хлеба. 

«Манна небесная»: «Он повелел облакам свыше и отверз двери неба, и одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им. Хлеб ангельский ел человек; послал Он им пищу до сытости» (Пс 77, 23-25). Манна была прообразом того духовного таинственного небесного хлеба, который Господь преподает всем истинно верующим для вечной жизни в Таинстве Евхаристии. 

Прозябаяй траву скотом и злак на службу человеком, извести хлеб от земли, и вино веселит сердце человека, умастити лице елеем и хлеб сердце человека укрепит». (Пс 103, 14-15). Здесь в 103 псалме упоминаются все три вещества, используемые в Таинствах Церкви: вино, хлеб и елей. Хлебом Лот угощал пришедших к нему ангелов (Быт, 19, 3). Любопытно, что икона Ветхозаветной Троицы, по Библии изображающая трех ангелов, имеет в центре своей композиции символическую чашу с жертвенной трапезой, а из текста Священного Писания мы знаем, что на столе, кроме всего прочего, был хлеб. «Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина» - такими словами Исаак благословил своего сына (Быт, 27, 28). 

В церковном жизни хлеб, причем только квасной, присутствует ежедневно, в первую очередь для Евхаристии. Это связано с обновленным значением хлеба после пришествия Мессии. Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё. (Мф, 13, 33). Квасной хлеб используется для всех видов хлеба, связанных с православным богослужением. 

Просфора, или в переводе с греческого, приношение. На просфоре совершается литургия и поминовение живых и усопших во время проскомидии. Частички, вынутые из просфоры, означают имена поминаемых: в конце службы они помещаются в евхаристическую чашу с произнесением специальной молитвы. Просфоры принято употреблять только натощак. Другой вид хлеба, используемый в богослужении – артос, в буквальном переводе с греческого означает «хлеб». Он освящается один-единственный раз в году после Божественной Литургии на Пасху (первый день) и стоит у Царских врат до недели, последующей за Пасхой (Антипасха). После Антипасхи артос раздробляется и раздается верующим. Его хранят в течение года и употребляют после молитвы натощак для укрепления душевных и физических сил. Хлебы и пшеница освящаются во время литии – специальной службы, являющейся частью вечернего богослужения по праздникам. Это просто благословлённый хлеб, который можно употребить в любое время независимо от приема пищи. Освященную пшеницу просто добавляют в еду. Для любого вида хлеба, используемого в церковных нуждах, можно брать только чистый пшеничный квасной хлеб без дополнительных добавок (кроме воды и соли), то есть просфора должна содержать только следующие составные части: мука, соль, вода, закваска. Использовать бездрожжевой хлеб недопустимо. 

Кулич. Кулич не является пищей, имеющей особое священное значение как просфора или артос. Это традиционная пасхальная еда, сдобный хлеб. Существует великое множество рецептов куличей.

Рейтинг@Mail.ru